Армянский ЕРАЗ

31 декабря 1964 года на заседании Совета министров Армянской ССР было принято постановление о создании Ереванского автомобильного завода. Одной из важных задач тогда являлось расширение производственных мощностей грузовых машин малой грузоподъемности по прототипу нового по тем временам фургона РАФ-977К, разработанного в Латвии. Первые экземпляры ЕрАЗ 762 начали выходить в апреле 1966 года и несмотря на распространенную критику в отношении качества изготовления и надежности эту модель считали чуть ли не национальным достоянием Армении вплоть до прекращения существования эпохи СССР.

Вы были в Армении?
Да
61.59%
Нет, но хочу
29.92%
Нет и не хочу
8.49%
Проголосовало: 1307

Решение разместить новый автозавод в Ереване возникло неслучайно — там как раз в это время активно строилось предприятие по производству автопогрузчиков и изменение назначения новых цехов не представляло особой трудности. ЕрАЗ 762 являлся грузовым фургоном и входил в разновидность модельного ряда РАФ 977, разработанного на Рижской автобусной фабрике, там же на базе РАФа делали только пассажирские микроавтобусы и скорую помощь.

ЕРАЗ
Яндекс картинки

Четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗМЗ-21 А для ЕрАЗ 762 поставляться с Заволжского моторного завода, а ходовая часть ГАЗ 21 «Волга» — с Горьковского автомобильного, остальные детали и характеристики были такими:

  • коробка передач — трехступенчатая;
  • привод — задний;
  • главная передача — гипоидные шестерни;
  • тормоза — колодочные, с гидравлическим приводом;
  • задняя подвеска — зависимая рессорная;
  • передняя подвеска — независимая пружинная;
  • кузов — четырехдверный, две пассажирские двери спереди, одна грузовая расположена сбоку, вторая сзади;
  • количество мест — 2;
  • длина — 5060 мм;
  • ширина — 1790 мм;
  • высота — 2060 мм;
  • масса — 2625 кг;
  • грузоподъемность — 1000 кг;
  • максимальная скорость — 110 км/ч;
  • Расход топлива — 12-16 л/100 км;

Факт: аббревиатура ЕрАЗ на Армянском языке звучит как мечта.

Первые фургоны собирали по стапельной технологии используя привозные комплектующие. Проектная мощность Ереванского автозавода составляла не более 2000 штук в год. Появление собственного штамповочного оборудования и применение современного подвесного конвейера в начале 1970-х увеличило этот показатель до 12 тысяч. Пик производства припадает на 1987 год, тогда удалось выпустить 16111 автомобилей.

В советском автопроме рассчитывали на то, что эта марка грузовиков будет использоваться только для временного удовлетворения спроса. Поэтому с первых дней существования автозавода в его конструкторском отделе активно шли работы над усовершенствованием кузова и узлов шасси, в результате начиная с 1970 года модели выпускались уже с буквенным индексом — сначала ЕрАЗ 762 А, потом ЕрАЗ 762 Б, потом ЕрАЗ 762 В. Они отличались более прочной платформой и были менее затратными в производстве. Почти каждый год появлялись новые модификации: изотермический или рефрижераторный фургон, микроавтобус, пост ГАИ, лавка, но все они делались на платформе все той же «Волги».

машина
Яндекс картинки

Армянские инженеры, занимающиеся многолетним усовершенствованием 762-й модели, как никто понимали что все возможности улучшить эту конструкцию исчерпаны. Необходимо было создавать принципиально новый автомобиль, а самой главной причиной этому являлась недостаточная жесткость кузова. Работа над проектом велась совместно с инженерами НАМИ и НИИАТ, здесь они могли применить теоретические знания на практике. Энтузиазм усиливался еще и тем, что данный автомобиль считался «Гордостью нации», Благодаря совместным усилиям разработчиков удалось создать действительно уникальную конструкцию, которую до сих пор считают современной. Вскоре ей был присвоен индекс 3730. Уже в 1973 году автомобиль успешно прошел испытания и был рекомендован к серийному производству.

Технические характеристики ЕрАЗ 3730:

  • двигатель — ЗМЗ-24-01;
  • мощность — 66.2 кВт;
  • объем — 2.45 л;
  • коробка передач — четырех ступенчатая;
  • привод — задний;
  • подвеска — зависимая, на продольных полу эллиптических рессорах на обеих осях;
  • грузоподъемность — 800 кг;
  • масса пустого автомобиля — 1540 кг;
  • максимальная скорость — 110 км/ч.

Несущий кузов был заменен на лонжеронную раму, многие узлы ходовой части заимствовались от УАЗов. Второй по важности проблемой старых ЕрАЗ 762 было неравномерное распределение нагрузки по осям, поэтому конструкция новой модели с бескапотной превратилась в полукапотную. Эта машина тоже являлась многофункциональной и могла исполняться с разными модификациями кузова.

Факт: новые ЕрАЗы в качестве рефрижераторов впервые использовались во время проведения московской олимпиады в 1980 году.

Финансирование автозавода со стороны автопрома всегда осуществлялось по остаточному принципу, так как все внимание тогда было сосредоточено на самом большом в СССР автомобильном гиганте в Тольятти. К тому же предприятию постоянно требовалось выполнять планы по изготовлению запчастей для латвийских РАФов, и это заметно уменьшало объемы выпуска 762-х ЕрАЗов. О строительстве параллельной линии по производству новых моделей тогда вообще не могло быть и речи, кроме двигателя обе конструкции имели совершенно разные компоненты, поэтому их невозможно было изготавливать на существующем оборудовании — для этого требовалась полная переделка прессового цеха, конвейера и всего прочего.

Спроектированные марки ЕрАЗ 3730 во многом превосходили 672-е модели, но из-за отсутствия средств к их серийному производству приступили уже после распада СССР в 1996 году, спустя 25 лет после успешного испытания экспериментальных образцов.

Факт: современный почтовый фургон Grumman LLV, распространенный в США, не только внешне похож на ЕрАЗ 3730, но и имеет аналогичную компоновку всех агрегатов, но армянский автомобиль спроектирован на 12 лет раньше.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Армения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: