Ереванское метро

В 1863 году в Лондоне построили первый метрополитен. Спустя 150 лет, 155 миллионов человек ежедневно пользуются услугами метро в более чем 50 странах мира. Это уже не только быстрое средство передвижения. Каждая станция неповторима, причем среди них есть и вовсе архитектурные шедевры, как «Еритасардакан» в метро Еревана.

А вы знаете столицу Армении?
Тбилиси
0%
Ереван
97.62%
Армавир
0%
Баку
2.38%
Проголосовало: 42

Схема метро

Ереванское метро имени Карена Демирчана представляет собой линию протяженностью 13.4 километра, включающую 10 станций, поэтому запомнить схему легко. Потеряться здесь сложно, указатели в Ереване пишут сразу на трех языках: русском, английском и армянском.

схема метро
Яндекс картинки

Площадь Гарегина Нжде

Конечную станцию спроектировал заслуженный архитектор АССР Левон Геворкян. Она сооружалась закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта. Изначально получила название – «Площадь Спандаряна», но сохранила его только до 1992 года.

В 1989 году Альберт Арутюнян в путеводителе посвященному ереванскому метро описал ее, как «плод сложного и прекрасного замысла». «Она производит впечатление трехэтажного архитектурного сооружения, на «первом этаже» которого расположена станция метрополитена».

метро Еревана
Яндекс картинки

Шенгавит

В Ереванском метрополитене 3 наземных станции, но в основном они глубокого заложения. «Шенгавит» заметно отличается от других. Она мелкого заложения и возводилась открытым способом. Проектировали сооружение трое архитекторов: Р. Джулакян, С. Бурхаджян и А. Мирзоян.

«Шенгавит» имеет сразу три соседних станции:

  • «Горцаранаин»;
  • «Пл. Гарегина Нжде»;
  • «Чарбах».

Отличительной чертой сооружения являются расположенные вдоль него многоугольные торшеры с четырьмя светильниками. Благодаря такому освещению, «Шенгавит» вошла в историю, как одна из самых темных не только в Ереване, но и в СНГ по версии сайта «Мир метро».

метро Еревана
Яндекс картинки

Чарбах

После распада СССР в Ереване сооружена только ст. «Чарбах». На возведение объекта потребовалось меньше всего затрат в сравнении с другими. Это наземное сооружение. Дальнейшее путевое развитие метро в этой части не планируется. В ближайшее время «Чарбах» так и останется тупиком на карте метро с единственным «соседом» — «Шенгавит».

«Чарбах» с персидского переводится как «четыре сада». Ранее на месте района Чарбах было село, где располагался большой сад, поделенный на 4 части. Но существует и альтернативная история, по которой бедняки села, приходя вечером домой, часто жаловались на судьбу и говорили: «Чаре, чаре мер бахты» — «О, злая наша судьба». Село стали называть Чарбах, где чар означает «зло», а бахт – «судьба».

метро Еревана
Яндекс картинки

Горцаранаин

«Горцаранаин» — наземная станция метро в районе «Шенгавит», с которой можно выйти на улицу Таманцинери. Перед выходом расположена скульптура Левона Варданяна «Песня труда».

«Пассажиры, приезжающие на ст. «Горцаранаин», проходят по перрону мраморного зала, украшенного барельефами, и поднимаются по эскалатору в вестибюль» (Шкулев А. П., 1983).

станция метро Горцаранаин
Яндекс картинки

Сасунци Давид

Находится в центре Еревана и открыта одной из первых. Рядом расположен ереванский вокзал, из-за чего она получила проектное название — «Вокзальная».

станция метро Сасунци Давид
Яндекс картинки

Зоравар Андраник

Не планировалась при строительстве метротрама и появилась только при переоснащении его в метрополитен. Из-за сложных гидрогеологических условий сдана с опозданием. Работы осложнялись еще и тем, что во время строительства составы метро продолжали движение по расписанию.

станция метро Зоравар Андраник
Яндекс картинки

Площадь Республики

Занимает место между «Еритасардакан» и «Зоравар Андраник». Без путевого развития с выходом на центральную площадь Еревана. Фонтан, возведенный на станции метро виден с проезжей части.

Любопытный факт: зеркала, расположенные на торце основного зала, планировалось после открытия заменить на гранитную плиту со стихами о Ленине Егише Чаренца, но планам не суждено было сбыться.

станция метро Площадь Республики
Яндекс картинки

Еритасардакан

Над проектом с рабочим названием «Студенческая — Театральная» трудились архитекторы: С. Кнтехцян и А. Зурабян.

Особенность «Еритасардакан» – «труба» эскалатора, выходящая за пределы здания. По задумке архитектора это позволяет проникать в подземку естественному освещению. Такой подход особенно понравился директору «Метростроя»: «Это — революция в метростроении».

Еритасардакан
Яндекс картинки

Маршал Баграмян

Промежуточная станция метро с первоначальным именем «Сараланджи» расположена между «Еритасардакан» и «Барекамуцюн». Если в Ереване появится вторая линия, то в планах сделать ее пересадочной.

Бюст маршала Баграмяна здесь появился в годы обретения Арменией независимости.

Маршал Баграмян
Яндекс картинки

 

Барекамуцюн

«Медленно приближается голубой поезд. Вы занимаете место в комфортабельном, чистом вагоне. Звучит приятный женский голос: «Следующая станция… „Маршал Баграмян“» (Арутюнян А. Н., 1989).

«Барекамуцюн» многим известна по панно «Дружба» в торце зала, на котором армянская девушка протягивает русской девушке фрукты и виноград, а та, в свою очередь, угощает хлебом и солью.

Это конечная станция метро, но в будущем линия может пополниться ст. «Ачапняк» и ст. «Назарбекян».

Барекамуцюн
Яндекс картинки

История

К концу 1960-х численность населения Еревана превысила цифру в 700 тысяч человек. В АССР промышленность развивалась быстрыми темпами, что способствовало росту числа горожан. В свою очередь, начала усугубляться транспортная проблема. Вскоре решение было найдено – Еревану нужен метрополитен.

Планы и строительство

Чтобы получить разрешение на строительство Ереванского метро, 3 мая 1967 г. были подготовлены документы, содержащие техническое и экономическое обоснование возведения объекта. На тот момент существовало негласное правило — «метрополитен для миллионников», а количество жителей Еревана не соответствовало этому параметру. Согласование в Госплане документу пройти не удалось.

Ереван не собирался сдаваться и вскоре получил разрешение построить подземную линию для трамвая длиной 4 километра с учетом, что в дальнейшем она будет переоборудована в метрополитен. Так, в 1972 г. началось возведение метротрама в Ереване.

«На подземном участке сооружается четыре станции «Площадь Ленина», «Студенческая-Театральная», «Барекамутян» и «Киевян» с островными платформами длиной 100 м. (…) С южной стороны рампа сооружается на ул. Октемберян, а с северной — на ул. Комитаса» («Скоростной трамвай» Хиценко В.).

В 1977 г., когда число жителей Еревана приблизилось к 1 миллиону человек, решение о постройке метрополитена не пришлось долго ждать.

метро Еревана
Яндекс картинки

Открытие первой линии

Торжественное открытие было назначено на 7 марта 1981 г. Протяженность линии составляла 7.6 километра, куда входили:

  • ст. «Барекамуцюн»;
  • ст. «Сараланджи»;
  • ст. «Еритасардакан»;
  • ст. «Сасунци Давид».

А в декабре 1981 г. в Ереване приняла первых пассажиров «Площадь Ленина». Строительство линии завершилось в 1989 г., когда на карте метро появились:

  • «Горцаранаин»;
  • «Шенгавит»;
  • «Площадь Гарегина Нжде»;
  • «Зоравар Андраник».

Вместе с «Шенгавит» закончилось строительство первого депо. В таком виде метрополитен функционировал до 1996 г., когда возле депо возвели ст. «Чарбах».

Хронология открытия участков

Дата Участок
07.03.1981 «Барекамуцюн» — «Сасунци Давид»
26.12.1981 «Площадь Республики»
11.07.1983 «Сасунци Давид» — «Горцаранаин»
26.12.1985 «Горцаранаин» — «Шенгавит»
04.01.1987 «Шенгавит» — «Площадь Гарегина Нжде»
02.12.1989 «Зоравар Андраник»
26.12.1996 «Шенгавит» — «Чарбах»

Переименованные станции

С 1983 по 1992 г. четыре станции метро были переименованы:

  • «Сараланджи» получила наименование «Маршал Баграмян»;
  • «Октемберян» сменила ст. «Зоравар Андраник»;
  • «Пл. Ленина» сегодня знают, как «Пл. Республики»;
  • «Пл. Спандаряна» в настоящий момент — «Пл. Гарегина Нжде».

Присвоение имени К. Демирчяна

Карен Демирчян — известный политический деятель в Армении. Четырнадцать лет до 1988 г. занимал место Первого Секретаря ЦККП, а после стал председателем парламента. После вооруженного нападения на заседании Национального собрания 27.10.1999 погибли 8 человек. Среди них оказался и К. Демирчян. Спустя два месяца после смерти, он получил почетное звание «Национальный Герой Армении», а его имя увековечили присвоением Ереванскому метро.

Карен Демирчян
Яндекс картинки

Перспективы развития

План расширения Ереванского метрополитена предусматривал строительство 32 станций на 3 линиях. В первой половине 90-х услугами метро пользовались до 350 тысяч человек в день, но к 2010 пассажиропоток упал до 35 тысяч.

С 1996 г. в Ереване не появилось ни одной новой точки на карте метрополитена и речь уже шла не столько о развитии, сколько о сохранении уже существующей сети.

После получения Ереваном от Европейского банка двух кредитов и гранта на развитие метро появилась надежда на возрождение былой популярности. В 2019 году удалось добиться повышения количества пассажиров до 20 миллионов человек.

В 2021 г. «Метрогипротранс» обязался исполнить тендер на разработку проекта ветки и ст. «Ачапняк». В процессе над рекой Раздан будет возведен первый в Армении вантовый мост.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Армения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: