Принятие христианства в Армении

Армения официально признала и объявила христианство государственной религией в 301 году. Но в каком году Армения приняла христианство духовно? До принятия религии на государственном уровне она была уже широко распространена по всей территории страны. Корни армянского христианства уходят к середине I века, когда были образованы христианские общины.

Осведомлены ли вы о том, какую религию проповедают в Армении?
Да
81.58%
Не очень
14.47%
Нет
3.95%
Проголосовало: 76

Принятие веры

История принятия христианства в Армении передавалась до V века из уст в уста, т.к. не существовало армянского алфавита, а следовательно, и письменности. Священное Предание V века, дошедшее до наших времен, свидетельствует, что первыми проповедниками христианского вероучения стали для армян два святых апостола Иисуса Христа – Варфоломей (Нафанаил) и Иуда Фаддей (Леввей).
Правитель Осроенского царства Абгар V Уккама был безнадежно болен проказой. Прослышав о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, он уверовал, что Иисус – Бог и спаситель.

Абгар посылает Христу письмо, в котором умоляет о помощи в излечении:
«…пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю…». (Апокрифические Евангелия)
Иисус, хоть и отказал в личном визите, но пообещал:
«…Когда же вознесусь – пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим». (Церковная история, I 13, 10,)

С письмом Спаситель передал платок со своим нерукотворным ликом. Этот платок впоследствии стал великой святыней для армянского народа.

После Вознесения Христа, во исполнение обещания, в город Эдессу (резиденцию армянского царя) прибывает апостол Иуда Фаддей, где его принимают с почестями как целителя и посланника Господа. Фаддей исцеляет Абгара и приносит Благую весть о воскресении и вознесении Христа, о том, что человечество будет спасено. С позволения Абгара он проповедует христианство среди народа и собирает столько последователей, сколько встретилось людей на его пути.

В 43 году из Осроены Фаддей направляется в языческую Армению, где в городе Артаз провинции Васпуракан начинает проповедовать Евангелие и основывает епископосат. Предание содержит имена епископов гавара Артаз первых двух столетий:

  • — Закарий (68-71 гг.).
  • — Зементос (72-75 гг.).
  • — Атирнерсех (76-91 гг.).
  • — Мушэ (92-122 гг.).
  • — Шахэн (123-148 гг.).
  • — Шаварш (149-169 гг.).
  • — Гевонтиос (169-170 гг.).

Там же, в Артазе, происходит встреча Иуды Фаддея с армянским царем Санатруком I. Проповедями Иуда Фаддей обращает из язычества в христианство множество армян, в том числе и дочь армянского царя Сандухт.

Против христианства выступили князья царского двора. Почувствовав жесткое неприятие новой веры, Санатрук не смог признаться, что и сам уверовал в Спасителя. Он пытается заставить дочь также отказаться от веры, но Садухт не подчиняется. Даже заточение не сломило ее. В 66 году Санатрук поставил перед дочерью выбор – вера или жизнь. Девушка выбрала веру и была казнена. Через пару дней в Шаваршаване был показательно казнен и Фаддей. Апостола пригвоздили к кресту и пронзили его тело стрелами. Вместе с ним казнили около 2000 новообращенных. Но эти события вызвали обратный эффект – единоверцы восприняли подвиг казненных как пример.

Апостол Варфоломей, первым признавший в Христе Господа, также сделал неоценимый вклад на пути принятия христианства в Армении. В 60 году с учением Иисуса он приходит сначала в провинцию Гюхтн, затем продолжает богословскую деятельность в Араратской области. По преданию на холме у подножья горы Арарат Варфоломей встречается с Фаддем. На месте их встречи установлен крест.

После встречи с Фаддем Вафроломей отправляется с учением Христа вглубь страны. В провинции Агбак апостол крестил сестру Санатрука I, Вогуи. Санатарук, узнав об этом, отправляет к сестре своего воеводу Терента с указанием – заставить отречься от веры. Но познакомившись с Евангельским учением, уверовав в Иисуса, принял крещение и Терент. В г. Аребанос все трое были схвачены, подвергнуты жесточайшим пыткам. Дни их были сочтены, но они не отреклись от веры. Тогда Вогуи и военачальника забили камнями, а Варфоломея распяли вниз головой, содрали с него кожу и обезглавили.

В Армению апостолы Фаддей и Варфоломей принесли святыни, которые почитаются до сих пор:

  • Наконечник копья, которым было пронзено тело распятого Иисуса.
  • Портрет Богоматери.
  • Благословленный Иисусом Христом елей.

 

религия
Яндекс картинки

Благодаря Евангелийскому учению Святых апостолов в Армении возникли первые общины христианского вероисповедания. И несмотря на жестокие преследования и казни христиан, к IV веку вера получила широкое распространение.

Крещение страны

Следующей исторической вехой в христианизации Армении стала просветительская деятельность Священномученика Григория Лусаворича.

В житие Григория («Книга Григориса» или иначе «Учение Просветителя») армянского историка V века Агафангела повествуется, что Апак, отец Григория, соблазнился денежным вознаграждением персидского царя и убил по его указанию Хосрова II, правящего на тот момент Великой Арменией. Семью убийцы из мести уничтожили. Удалось спастись лишь одному мальчику, младшему сыну Апака, которого укрыла кормилица христианка и вывезла в Каппадокию, там мальчик принял крещение и христианское образование. При крещении мальчику дали имя Григорий.

Вернувшись на родину Лусаворич приходит во дворец, чтобы преданно служить царю Тиридату III в надежде преданностью искупить вину Апака. Но языческие обряды, проводимые при дворе, претят его душе и христианским устоям. Однажды он не выдерживает и осмеливается отказаться принимать в них участие (по другим источникам – Тиридат узнал о том, чей он сын). За это Тиридат Великий посадил Григория в тюрьму Хор Вирап в Арташате, которая славилась своими жуткими условиями и тем, что из нее никогда никто не возвращался.

Лусаворича периодически подвергали жестоким пыткам: подвешивали вниз головой с камнем на шее, заставляли ходить в железных сапогах с гвоздями внутрь, обливали горячим оловом, бросали в ров, наполненный ядовитыми змеями. Во время пыток Григорий пел псалмы и из раза в раз представал перед Тиридатом живым и невредимым с непоколебимой верой в Иисуса Христа, чем приводил царя в еще большую ярость. Заточение и пытки продолжались на протяжении 14 лет.

За это время Тиридат совершил злодеяние, последствия которого изменили судьбу Григория и послужили установлению христианства на армянской земле. Произошло следующее.

Римский император Диоклитиан возжелал жениться на очень красивой монахине Рипсимии против ее воли.
Зная желание императора, настоятельница монастыря Гаяне, Рипсимия и около 33 монахинь ночью покинули монастырь Святого Погоса. Отправились беглянки в Египет, в Александрию, а затем в Иерусалим, где в течение месяца молились у могилы матери Иисуса, прося у нее защиты и помощи. Дева Мария явилась женщинам и приказала ехать в Армению, куда они и направились.

Христианство
Яндекс картинки

Диоклитиан прознал о местонахождении Рипсимии и прислал Тиридату письмо с просьбой вернуть монахиню в Рим или самому жениться на ней, что армянский царь и попытался сделать. Но Рипсимия отказалась, заявив, что уже обручена с Христом и вступление в брак для нее невозможно. Тогда Тиридат предал Рипсимию мученической смерти. Ее лишили глаз, языка, распороли живот и рассекли тело на части. Настоятельницу Гаяне также подвергли пыткам и жестокой казни за поддержку, оказанную непокорной Рипсимии. Остальных монахинь бросили на съедение диким зверям. Это событие относят к 300-301 годам.

По преданию после этого на Тиридата и воинов, принимавших участие в кровавой казни, обрушился гнев Господа. Они, как животные, грызли свое тело. В V веке эту болезнь прозвали «свиной» и скульпторы из-за этого скульпторы изображали Тиридата с головой свиньи.

Сестра царя Кусародухта сочувствовала Григорию и Бог избрал ее для спасения христианской Армении. Во сне она услышала глас Божий:
«Вы не исцелитесь от постигшей вас кары, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григорием». (История Агафангела. Книга Григориса)

Лусаворича сразу освободили. Бывший узник велел похоронить замученных монахинь и построить на месте погребения дев три часовни. Там молитвами исцелился Тиридат, уверовал и раскаялся. 6 января 301 года – дата, когда Григорий крестил царя и его двор. Следом приняла крещение вся Армения.

Христианство
Яндекс картинки

На государственном уровне

В 301 году христианство было провозглашено государственной религией Армении. Григория Лусаворича рукоположили каппадокийские епископы и в Аштишате свершилась церемония интронизации Григория на престол.
Вернувшись в столичный Вагаршапат Григорий захотел построить христианский храм. Он долго не мог определиться с местом, тщательно выбирал. Бог помог ему определиться:

«Небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виден образ человеческий с золотым молотом в руке. Там, где ударил молот, земля разверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль. Затем на этом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал крест» (Священное Предание Армянской Церкви, V век).

Так, в 303 году началось строительство храма Эчмиадзин, ставшего впоследствии местом паломничества верующих со всех уголков Земли.

религия
Яндекс картинки

Григорий продолжал проповедовать Евангельское учение среди армянского народа, продолжал кропотливую работу по искоренению языческого мышления и инакомыслия в Армении. Тиридат, бывший в прошлом неистовым язычником, всячески поддерживал своего спасителя и издал указ о запрете язычества.

В 326 году Григорий умер, предварительно рукоположив в епископы младшего сына Аристакеса. Мощи Григория Лусаворича захоронены в Эчмиадзине. Он хорошо известен среди христиан всех ответвлений как Святой Григорий Просветитель.

Многие из потомков Григория за свои великие дела во славу Иисуса Христа были причислены к лику святых. До 438 года род Григория стоял во главе епископской кафедры Армении. Младший сын Григория — В 325 году  привез в Армению Никейские постановления, утвержденные Первым Вселенским Собором. Стал одним из подписавших Никейский Символ Веры.

Вртанес

Первый сын Григория — Стал патриархом после смерти Аристакеса. В целях искоренения язычества проводил ежегодную Великую молитвенно-обрядовую церемонию в Тароне.

Христианство
Яндекс картинки

Григорис

Старший сын Вртанеса, внук Григория — Епископ Агванского престола. Проповедовал диким племенам Северо-Восточного Кавказа, гуннам, мазкутам и другим соседним языческим народам. Мученическая смерть.

Иусик

Младший сын Вртанеса, внук Григория — В 341 году избран католикосом. Боролся за сохранение христианских устоев в царском дворе. Мученическая смерть.

Нерсес

Внук Иусика, правнук Григория. В 354 году на созванном им I Армянском национальном церковном соборе, был принят ряд решений, повлиявших на развитие армянской церкви:

Крест
Яндекс картинки
  • запрет на проведение похорон с языческими обрядами;
  • основать мужские и женские монастыри;
  • организовать благотворительные учреждения;
  • запретить брак с родственниками.

Христианизация Армении заняла почти 5 столетий. После объявления в 301 году христианства официальной религией на государственном уровне, Армянской церкви пришлось пережить не одно потрясение:

  • нападение на Армению иранского шахиншаха Шапура II в 337 году. Цель нападения – искоренение христиан и всей христианской религии. Армяне выстояли и разгромили иранские войска;
  • разделение земель Великой Армении между Византией и Персией в 387 году;
  • навязывание религии зороастризма и притеснение христиан персидским царем Ездигеридом II в 449 году.

Армянские священнослужители и нахарары закрепили нерушимость своей веры высланным в адрес Ездигерида документом, текст которого записал историк Егише:

  • «В этих верованиях нас никто не может поколебать… (…) Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом…»;
  • первая христианская война (дата — 26 мая 451 года). Персы пытались сокрушить армянскую веру. Война за право исповедования христианства продолжалась более 30 лет. В 484 году произошло важное событие: подписание Нварсакского договора, в котором за армянами установилось право исповедования христианства.

Фундаментальные основы Армянской Апостольской церкви закладывались с большим трудом и кровью верующих в течение IV-V столетий. Она укреплялась, росла и предопределила особенности армянского христианства, отмеченного печатью героической веры и стойкости армян. Примеров героизма армянских христиан в отстаивании христианского вероисповедания сколько угодно в истории страны.

Принятие христианства как единой религии объединило армянский народ, заложило высокие моральные ценности и понятие нравственности.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Армения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: