Теплоход Армения

Гибель теплохода «Армения» — одна из самых масштабных морских катастроф в истории. Точное число жертв этой трагедии так и остается неизвестным. Но история этого лайнера и его трагическая судьба продолжают привлекать внимание исследователей и широкой общественности.

Вы были в Армении?
Да
61.72%
Нет, но хочу
29.9%
Нет и не хочу
8.38%
Проголосовало: 1361

В 1928

Путь судна «Армения» начался в Ленинграде в 1928 году, на Балтийском судостроительном заводе. Оно относилось к теплоходам типа «Аджария». Двумя годами ранее Центральное бюро морского судостроения приступило к разработке серии комфортабельных советских лайнеров. Одним из авторов проекта был генеральный конструктор завода – Яков Александрович Копержинский. Всего было построено 6 судов этого типа.

Интересный факт: в разработке художественной и архитектурной составляющих проекта принимал участие Лев Владимирович Руднев – известный советский архитектор и ведущий практик сталинской архитектуры.

Первый корабль этого проекта был спущен на воду в 1927 году и носил имя «Аджаристан» (с 1940 года – «Аджария»). Год спустя началось строительство остальных кораблей.

На ленинградском предприятии вместе с первым кораблем серии были построены теплоходы:

  • «Абхазия»:
  • «Армения»:
  • «Украина».

Еще два корабля, «Грузия» и «Крым», собирали в Германии, в городе Киле, на заводе Круппа. Они почти не отличались от своих собратьев. Даже установка менее мощных дизельных двигателей не повлияла на их скоростные характеристики.

Теплоход "Армения"
Яндекс картинки

Названия судов были выбраны не случайно: они должны были подчеркивать нерушимую дружбу молодых советских республик.

Теплоходы этого типа были предназначены для перевозки пассажиров, почты и грузов по внутренним морям. Такие суда не были рассчитаны на океанские маршруты. На «Армении», как и на других судах проекта, было шесть трюмов и два твиндека – пространства между палубами для хранения грузов. Принять груз судно могло с помощью нескольких поворотных кранов, установленных на верхней палубе. 518 пассажиров корабля могли разместиться в каютах различного класса, а еще 440 на палубах.

После спуска на воду, пароход отправился бороздить южные моря: его стало использовать Черноморское морское пароходство. Суда этого типа отлично зарекомендовали себя и даже получили хорошую оценку у зарубежных специалистов. Испанцы заказали у завода Круппа два пассажирских теплохода, а за основу немцы взяли советский проект.

Суда этого типа пользовались большой популярностью, а сам теплоход «Армения» даже смог побыть в статусе кинозвезды. В 1935 году транспортный лайнер задействовали в съемках художественного фильма. Студия «Ленфильм» использовала его в качестве большой декорации в кинокартине «Сокровища погибшего корабля», где судно появилось в кадре под своим настоящим названием.

Технические характеристики теплохода «Армения»:

  • длина корпуса — 112 метров;
  • водоизмещение — 5770 т;
  • максимальная скорость судна — 14,5 узла (27 км/ч);
  • грузоподъемность – 980 пассажиров и 1000 тонн груза;
  • экипаж – 96 человек.

Вместе с остальными теплоходами этого проекта «Армения» стала обслуживать «экспрессную линию», маршрут Одесса-Батуми-Одесса. Одесситы наградили эти суда метким прозвищем – «рысаки». Так их стали называть за высокую скорость. «Рысаки» перевозили тысячи пассажиров до Крыма и кавказского побережья вплоть до середины 1941 года.

В 1941

С началом Великой Отечественной войны назначение судна изменилось. Теперь пароход «Армения» переоборудовали в санитарно-транспортное судно. На черные борта нанесли красные кресты, а на мачту был водружен флаг организации Международного красного креста.

На судне были оборудованы:

  • 4 перевязочных пункта на 11 столов;
  • одна операционная.

Согласно Женевской конвенции госпитали или перевязочные пункты имеют право нейтралитета, если на их территории есть раненые и они не находятся под охраной вооруженной силы.

Судно «Армения» лишилось этого права, когда на его палубу и надстройки установили вооружение:

  • четыре 45-мм зенитных орудия;
  • четыре 12,7-мм пулемета.

Но капитан корабля, Владимир Яковлевич Плаушевский, не верил в иллюзии. Советскому командованию было известно, что немцы атакуют британские санитарные суда. Для немецких летчиков целью в Черном море было каждое советское судно, которое они обнаружат, будь то эсминец, сторожевой катер или плавучий госпиталь. Возможно поэтому плавучий госпиталь не был перекрашен в белый цвет. Ночью белый корпус выделялся бы на фоне черноморских вод.

Часто гибель «Армении» сравнивают с затоплением судна «Вильгельм Густлов» экипажем подводной лодки С-13 под командованием капитана Александра Маринеско. Но и немецкий лайнер был лишен нейтрального статуса, так как он шел под охраной боевых кораблей, а на его борту разместились военнослужащие.

8 августа «Армения» вошла в состав Черноморского флота СССР. К 10 августа все подготовительные работы на транспортнике были завершены. Санитарное судно могло принять первых раненых, поступающих с передовой, и начать вывозить беженцев.

В качестве санитарного судна теплоход совершал рейсы из Одессы и Батуми в порты Кавказа. Неизменным спутником для «Армении» в этих переходах был эсминец «Бесстрашный», который защищал ее от налетов немецкой авиации.

Память погибшим
Яндекс картинки

Всего за 15 рейсов транспортнику удалось эвакуировать 16000 человек.

6 ноября 1941 года корабль «Армения» отправился в шестнадцатый рейс, чтобы вывезти раненых к побережью Кавказа. Теплоход покинул бухту Севастополя. Но в море капитану Плаушевскому поступили дополнительные указания: нужно зайти в порт Ялты и разместить на борту еще несколько эвакуирующихся госпиталей, а также беженцев. Почему выбор командования пал на перегруженное судно остается неясным.

Среди статей о последнем рейсе «Армении» можно встретить упоминания о ее остановке в Балаклаве, где пароход принял на борт некий особый груз. Чаще всего высказывалось мнение, что сотрудники НКВД вывозили с Крымского полуострова золото и музейные ценности.

Но историки ставят под сомнение сам факт остановки судна в Балаклаве и тем более – историю о секретном грузе.

В Ялту теплоход прибыл около 2 часов ночи. Погрузка затянулась и столь ценное ночное время было упущено. Затем капитану «Армении» поступил еще один приказ. Адмирал Н.Ф. Октябрьский запретил судну выходить в море до наступления темноты.

Приказ адмирала был обоснован. Идти по морю днем при господстве авиации противника – большой риск. Немецкие бомбардировщики-торпедоносцы устроили охоту на советские корабли. Транспортное судно было для них привлекательной целью. Но капитан Плаушевский понимал, что оборона Ялты слаба и скоро здесь появятся немецкие войска. Он оказался прав: город был взят на следующий день. Однако сама «Армения» к тому времени уже покоилась на дне.

Теплоход
Яндекс картинки

В роковом рейсе на борту судна находились:

  • руководители партийной организации Крыма и их семьи;
  • сотрудники и руководители пионерского лагеря «Артек»;
  • медицинский персонал и раненые двух десятков госпиталей;
  • беженцы.

Рейс оказался для теплохода последним. 7 ноября в 9 часов утра судно покинуло порт Ялты и направилось к кавказскому побережью. Экипаж корабля не смог вовремя заметить противника и немецкий самолет атаковал удобную цель. «Армения» пошла ко дну.

Точное число жертв этой трагедии остается неизвестным: в суматохе эвакуации пассажиров на борту не сверяли со списками. В советском союзе число жертв оценивали в 5000, а максимальное число, которое высказывают специалисты – до 10000 человек. Но даже в такой страшной катастрофе оказались выжившие: по разным оценкам их было от 6 до 82 человек.

Сегодня предпринимают попытки восстановить полный список погибших в кораблекрушении. Этим занимается проект «Теплоход «Армения»: вспомнить всех», где собирают все данные по истории теплохода и его пассажиров в том злополучном рейсе: архивные документы, фото, свидетельства родственников.

Теплоход
Яндекс картинки

 Где затонул

После проведения следствия о гибели теплохода «Армения» в 1941 году, поисками останков корабля никто не занимался: в годы войны на них не было ни времени, ни сил. С наступлением мира тему гибели лайнера затронули лишь в нескольких публицистических статьях, а сведения о местоположении останков судна основывались только на отчетах, составленных после катастрофы. Указанные в них координаты были приблизительными.

В начале 2000-х годов Департамент морского наследия Украины начал поиски в предполагаемом районе крушения, но результатов не добился. В 2006 году к этой работе по просьбе украинцев подключился Институт океанографии и океанологии США. Экспедиция обнаружила на дне моря несколько объектов, но останков «Армении» среди них не было.

Руководил работами Роберт Баллард, профессор океанологии и капитан ВМС США в отставке.

В 2017 году экспедиция Министерства обороны Российской Федерации зафиксировала на дне Черного моря, недалеко от места гибели судна, магнитную аномалию. Три года спустя этот район исследовала другая экспедиция. Глубоководному аппарату Центра подводных исследований Русского географического общества наконец удалось найти «Армению» и сделать несколько фото.

Останки судна покоятся на глубине 1500 метров в 18 милях от южного побережья Крыма. Корпус «Армении» практически цел и лежит на морском дне ровно на киле. Но надстройки судна серьезно повреждены. Также исследователям удалось определить, что шлюпки на бортах отсутствуют. В последние минуты экипаж пытался спасти пассажиров.

В апреле 2021 года обследование судна продолжилось. Новой экспедиции, организованной при содействии Минобороны, при помощи подводного аппарата удалось найти и поднять судовой колокол – рынду. На нем отчетливо читалось название погибшего теплохода.

Состав экипажа

Капитаном теплохода «Армения» в 1941 году был Владимир Яковлевич Плаушевский. После начала войны и мобилизации судна под нужды медиков он сохранил эту должность. Капитан-лейтенанту ВМС СССР было всего 39 лет. Старшим помощником стал Николай Фадеевич Знаюненко. Военкомом госпитального судна был Иван Петрович Колавалык.

Корабль
Яндекс картинки

По штату экипаж кораблей этого типа составлял 96 человек. Установка вооружения на судно означало включение в состав экипажа военных. После переоснащения теплохода под санитарное судно в состав экипажа также вошли медики. Они были призваны из санаториев и курортов Крыма.

Медицинский персонал судна состоял из:

  • 9 врачей;
  • 29 медсестер;
  • 75 санитаров;

Главным врачом плавучего госпиталя был назначен Петр Андреевич Дмитриевский. До войны он работал в железнодорожной больнице в Одессе. Теперь ему, военврачу 2-го ранга, и его подчиненным предстояла тяжелая работа: раненые поступали на «Армению» прямо с передовой, минуя полевые госпитали.

В момент гибели судна на борту также находились работники двух десятков госпиталей, большое количество раненых и беженцев.

Причина крушения

«Армения» была потоплена немецкой авиацией. Но сведения об обстоятельствах этой трагедии менялись. Так, в качестве официальной версии в СССР приняли торпедную атаку. Но экспедиция, спустившаяся к судну в 2020 году, не обнаружила характерных пробоин. Корпус теплохода остался целым, а практически разрушенные надстройки и поврежденная палуба судна указывают на действие авиационных бомб.

Экипаж
Яндекс картинки

Идти к побережью Кавказа днем, когда над морем рыщут немецкие самолеты, было очень опасно, но капитан Плаушевский понимал, что в Ялте оставаться нельзя. Местная противовоздушная оборона была значительно слабее севастопольской и хорошо заметное в маленькой бухте судно стало бы главной целью для авиации. Город в ближайшие часы мог занять противник и обстрелять «Армению» с берега.

Поэтому он нарушил приказ адмирала Н.Ф. Октябрьского и вывел судно в море. Капитан полагался на охранявший судно конвой и рассчитывал на то, что судно сможет маневрировать и уклоняться от вражеских атак.

Конвой судна в роковом походе включал:

  • катер СКА-0021;
  • два биплана И-153;

Основной опасностью для транспортника считали налет звена пикирующих бомбардировщиков, таких как Ju-87. Истребители прикрытия ожидали его нападения на большой высоте, а катер охранения ушел далеко вперед. Поэтому летевшие низко, у самых волн, самолеты противника смогли незаметно подойти и атаковать свою цель.

Следствие по делу провели сразу же после гибели судна. Но благодаря влиянию адмирала Н.Ф. Октябрьского быстро приняли версию с торпедной атакой. Затопление теплохода «Армения» в 1941 году надолго осталась темой умолчания.

Теплоход
Яндекс картинки

«Неверно, он торпедирован.» — такова была пометка Н.Ф. Октябрьского на странице дела, где ему встретилось упоминание о бомбах.

Современные исследователи склонны считать верным сценарий с бомбами. Торпедная атака была, но на другое судно в этом же районе. В пользу альтернативной версии говорит и отсутствие большей части шлюпок на затонувшем корабле: осталось лишь две — в них и попала бомба. Экипаж пытался спасти людей, а судно тонуло явно дольше 4 минут, как было потом указано в рапортах. Но большое расстояние от берега, волнение на море и боевые действия на побережье Крыма оставляли мало шансов на спасение.

Очевидцы событий и специалисты называли разное число самолетов. Встречаются упоминания о группе, паре и одиночном охотнике. Сейчас чаще высказывается мнение, что атаку на «Армению» совершила группа бомбардировщиков. Какие именно самолеты потопили судно неизвестно. Но факт, что немецкие бомбардировщики-торпедоносцы Heinkel Не-111 активно действовали в Черном море, указывает на их возможную роль в этих событиях.

Трагедия лайнера «Армения» в водах Черного моря стала одной из самых масштабных морских катастроф. Точное число ее жертв восстановить уже не удастся. Но благодаря экспедициям, которые нашли и обследовали судно, появилась возможность уточнить обстоятельства трагедии. Однако продолжать погружения экспедиция не планирует: место упокоения нескольких тысяч человек не стоит тревожить лишь из праздного любопытства.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Армения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: